Социологическая лирика

Для человека на «завершающем витке его бытия» неизбежно встает вопрос: сумел ли он реализовать себя, свои цели и замыслы, и есть ли еще для него возможности что-то сделать в этом направлении, что-то «успеть». Возможны и другие варианты осознания своего вдруг наступившего нового возрастного состояния. Человек идет в «разнос», ему ничто не дорого, не мило. Он попадает в своеобразную гедонистическую ловушку, из которой вырваться ему не просто.

Есть и весьма пессимистический вариант, когда у человека опускаются руки, и он начинает пассивно «плыть по течению», резко «сбавляя обороты», теряя вкус к жизни.

Размышления на эту тему, продиктованные собственным опытом и опытом друзей и коллег, получили отражение в стихах, включенных в рубрику «Границы».

В своих рассуждениях о возрасте, о смерти и бессмертии я на какое-то время впал в уныние, т. е. не смог оставаться в роли «стороннего наблюдателя», исследователя проблемы. Попав под власть невеселых настроений, я написал несколько стихотворений, в которых это новое и не знакомое мне ранее состояние получило отражение. Дав почитать их самым близким критикам (в первую очередь как всегда жене), я получил отрицательные отзывы. Стихи были признаны излишне пессимистичными. Встал опрос: печатать их или не печатать. Конечно, не хотелось огорчать близких, с одной стороны, но и не хотелось представить дело таким образом, что грустных настроений не было вообще. Я принял соломоново решение: решил печатать, но не все. Самые печальные остались в столе. Тем более, что свой пессимистический кризис я сумел преодолеть, но из песни слова не выбросишь. Случившаяся коллизия получила отражение в стихотворении «Везение» и некоторых других.

В предисловии книги «Психология возрастных кризисов» говорится в частности о том, что китайский иероглиф, обозначающий понятие «кризис», переводится двояко, как «опасность» и «возможность». Одно из значений греческого слова кризис – «суд». Не столько суд окружающих, выносящих те или иные оценочные суждения о поступках и поведении человека, но, прежде всего, суд самого себя, который осуществляется нередко помимо нашей воли.

С позиций возрастной психологии пережитый мною кризис – обычное явление. Но для любого индивида, достигшего «серьезного» возраста – это качественно новая явление, в основе которого, говоря словами Карла-Густава Юнга, лежит «сужение жизни». Ощущение и осознание этого нового для себя состояния не может не иметь болезненного характера, поскольку любой человек к нему как правило не готов и смиренно принять его не хочет. Тем более с учетом его сложности и неоднозначности.

У того же К. Г. Юнга мы встречаем рассуждения о том, что «гигиеничнее видеть в смерти цель, к которой нужно стремиться, и что сопротивление этому является чем-то нездоровым и ненормальным, потому, что оно делает вторую половину жизни бесцельной. Поэтому, исходя из точки зрения душевной гигиены, я нахожу чрезвычайно разумным все религии, которые имеют цель, стоящую над миром». И далее: «С психотерапевтической точки зрения было бы лучше, если бы мы могли думать, что смерть – это всего лишь переходный период, часть неизвестного большого и долгого процесса жизни».[1]

О той же ситуации преодоленного кризиса идет речь в последнем разделе моей книги «Summasummarum», в стихах «Признание», «Точка или многоточие», «Наша задача», «Есть выход», «Преждевременный некролог», «Эстафета».

Я по своему характеру и восприятию жизни был и остаюсь оптимистом. Но это отнюдь не означает, что мысли о бренности земной жизни меня никогда не посещают. Хочется во всем быть честным перед моими будущими читателями.

Есть в книге «размышления у телеэкрана». Введение в текст сборника этой темы связано в частности с теми изменениями в общественном сознании и поведении людей, которые особенно явно обозначились в последней четверти XX века. Одним из них явилось то, что «стремительно начала формироваться и занимать доминирующее место в культурном поле медиасреда. Произведение искусства получало свою оценку и значение, лишь будучи вынесенным на миллионную аудиторию через телетрансляцию».[2] Телетрансляция стала главным средством донесения до широкой общественности самой разнообразной информации о политической, экономической, социальной и духовной жизни людей. Телевидение не только отражает «статус-кво» но и формирует общественный интерес, оценки и интерпретации происходящего. Оно более других средств массовой коммуникации влияет на настроения, установки и представления индивидов. Включенные в сборник стихи представляет собой некую «ситуативную реакцию» на сегодняшние события и явления, на поступки и высказывания известных стране личностей, показанные основными каналами телевидения. Эта тема – своеобразный отклик на призыв некоторых литераторов сделать современную поэзию – «поэзией быстрого реагирования», видя в этом один из действенных способов повысить в целом интерес к поэзии и поэтам.

«Вечные темы» не должны заслонять собой проблемы и противоречия современного образа жизни россиян, их насущные нужды и ожидания. Так или иначе они взаимосвязаны с последними.

Вполне разделяю точку зрения известного современного поэта Андрея Дементьева: «По моему глубокому убеждению, - пишет поэт, - лирика тоже может быть гражданским свидетельством эпохи, отраженной через душу поэта, через его личные муки и радости, сомнения и надежды».[3]

«Гражданское свидетельство эпохи» - не может не иметь социологического смысла.

Анализируя написанные мною стихи, я могу подразделить их на две основные категории: на те, которые «делаются» (В. Маяковский) и те, которые «случаются» (А. Вознесенский). К первой категории как правило относятся все эпиграммы. Они «делаются», поскольку есть в конкретное время конкретный материал (повод), который определяет вектор авторских размышлений, границы его субъективности.

Стихи, которые «случаются» - в них такого рода «ограничителей» нет. В них главенствует чувство, порыв, сиюминутное настроение или озарение.

Конечно, такое деление весьма условно. Но оно, наверное, имеет некоторые основания. Большинство названных рубрик содержат именно «случившиеся» стихи. Появление на свет некоторых из них связано с какими-то впечатлениями, событиями или воспоминаниями.

Мне в полной мере близка позиция замечательного русского советского поэта Е. Винокурова, выраженная следующим образом: «Для меня поэзия – это прежде всего мысль. Велико значение музыкального начала, но как велик, как бесконечен смысл – это слово, этот «голос», который был в начале всех начал. Мысль не стареет. Молод по прежнему Данте. Поэзия – верховный акт мысли».[4] Понять жизнь своих современников, их чаяния и заботы, их устремления и ожидания и выразить это понимание в поэтическом слове – что может быть важнее для поэта?

При всем большом значении формы - приоритет должен быть всегда за содержанием.

Поиск смысла и есть поиск истины. И это роднит поэта и ученого.

Заканчивая свое краткое введение, хотел бы выразить большую благодарность моим коллегам по перу, убедивших меня в том, что книгу эту нужно издать, что содержащиеся в ней стихи не потеряли свою актуальность: Президенту Академии литературы Сергею Николаевичу Лебедеву, Председателю Правления Союза писателей-переводчиков Владимиру Георгиевичу Бояринову, члену Союза писателей России, доктору политических наук Владимиру Владимировичу Мартыненко, моему соавтору в написании научных трудов, члену Союза писателей России, доктору социологических наук Владимиру Кирилловичу Сергееву. Я адресую слова благодарности моему старинному другу доктору философских наук Владимиру Николаевичу Ксенофонтову и моему самому первому и строгому критику – жене Елене Константиновне.

Пожалуй, все, что следовало сказать читателю, предваряя его встречу с этой книгой.

[1]              См. Карл-Густав Юнг. Жизненный рубеж. В кн. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия. Сост. К. В. Сельгенок. Минск, 2000, с. 473-474.

[2]              М. А. Арутюнова. Медиасреда и роль культурных элит. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. Социология коммуникативных систем. Т.2. М., 2003, с.9.

[3]              Андрей Дементьев. Избранное. М., 2006, с.5

[4]              Цит. по: Русские поэты XX века. М., 2002, с. 236.

Фотогалерея

Контакты

Тел: +7 (499) 530-28-84 пн–пт 09:00–17:00

Адрес: ул. Фотиевой, 6, корп.1

E-mail: vilen.ivanov@yandex.ru

 

JoomShaper