Социология в СССР. (Записки директора института) - Социология в СССР. (Записки директора института)

Показатели социального развития молодежи разбиваются на две группы. Первую группу составляют показатели, отражающие развитие молодежи как субъекта жизненных средств (условий жизни). Вторую - показатели развития молодежи как субъекта человеческих (духовных и физических) сил. В каждой группе процесс развития оценивается в соответствии с изменением специфических сущностных характеристик молодежи и социальной деятельности на основе следующих эмпирических индикаторов: - социального положения (статуса), занимаемого молодежью в обеих сферах производства (материального и духовного); - личностного потенциала молодежи (коммуникативные, эмоциональные, практические способности); - мотивационной сферы сознания (потребности, интересы, ценности), а также показателей социальной деятельности, являющихся способом реализации сущностных сил этой социальной группы.

Об уровне, темпах, тенденциях развития молодежи на основании этих показателей можно судить путем сравнения стартовых и достигнутых позиций молодежи в каждой возрастной группе (внутрипоколенный анализ); путем сравнения позиций представителей молодежи аналогичных возрастных групп (сравнительный анализ); путем сравнения с родительским поколением (межпоколенный анализ).

Эмпирическую апробацию разрабатываемая система показателей получила в исследованиях, проведенных сотрудниками сектора в период 1985-1988 гг.8. Результаты исследований были опубликованы в сборнике «Показатели и тенденции социального развития молодежи (выпуск 2)»9. Они послужили базовыми основаниями для изучения в мониторинговом режиме динамики социального развития молодежи10.

В условиях экономических и социальных изменений в стране возникла потребность в научном обосновании новых подходов к государственной молодежной политике и в создании правовой базы ее реализации. Работа над Концепций государственной молодежной политики началась в секторе в 1988 г. в содружестве с учеными Института комплексных социальных исследований Ленинградского госуниверситета (В.Т. Лисовский). В дальнейшем решением Отделения философии, социологии и права АН СССР для разработки Концепции была создана объединенная комиссия из представителей академических институтов, а также НИЦ ВКШ. Общее руководство этой работой было возложено на сектор социальных проблем молодежи ИСИ АН СССР. В состав комиссии вошли: В.И. Чупров – руководитель, В.И. Переведенцев, В.Н. Шубкин (Институт международного рабочего движения АН СССР), Н.Я. Соколов Институт государства и права АН СССР), Е.В. Шорохова (Институт психологии АН СССР), В.С. Боровик (Институт социологии АН СССР), С.В. Алещенок, В.А. Луков, (НИЦ ВКШ). Важную координирующую роль в работе над Концепцией сыграл Департамент молодежной политики Министерства труда СССР, возглавляемый заместителем Министра Е.Д. Катульским. В 1991 г. Концепция была одобрена Отделением философии, социологии и права АН СССР и представлена Министерством труда на утверждение в Совет Министров СССР. Однако решение не состоялось из-за распада Союза.

Вместе с тем основные теоретические подходы, сформулированные в процессе работы над Концепцией, были использованы при подготовке проекта Закона о молодежи и Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации, принятых в 1991 г.

Таким образом, данный период был отмечен разработкой важных теоретических направлений, определивших становление социологии молодежи как отраслевой социологической дисциплины.

Д.соц. н., проф., Заслуженный деятель науки РФ В.И. Чупров

 

 

Возрождение московской советской школы аграрно-сельской социологии

 

 

Фотогалерея

Контакты

Тел: +7 (499) 530-28-84 пн–пт 09:00–17:00

Адрес: ул. Фотиевой, 6, корп.1

E-mail: vilen.ivanov@yandex.ru

 

JoomShaper