Социология в СССР. (Записки директора института) - Социология в СССР. (Записки директора института)

Реализуя свои групповые социальные функции, молодежь становится субъектом общественного производства и общественной жизни, обеспечивая тем самым и собственное развитие, и развитие общества. Оно предполагает изменение групповых и индивидуальных качественных характеристик молодежи. В условиях нелинейной социальной динамики изменение этих характеристик определяется на групповом и ндивидуально-личностном уровнях внутренней целесообразностью, путем саморефлексии и самостоятельного выбора возникающих альтернатив. Поэтому развитие в этих условиях альтернативно и многовариантно. Оно приобретает характер саморегуляции. То есть, в процессе становления собственной субъектности в общественном воспроизводстве, молодежь определяет направленность и своего развития.

Но общество не может быть индифферентно по отношению к этому процессу, поскольку от характера общественного воспроизводства во многом зависит возникновение альтернатив развития и молодежи. Через общественные институты оно стремится поддерживать одни альтернативы и препятствовать другим, оставляя за собой роль субъекта развития молодежи. Поэтому направленность носит не однозначно заданный, а вариативный характер. Выбор же в каждом конкретном случае остается за молодыми людьми. Таким образом, заданность, по крайней мере, частично снимается в результате проявления субъектности самой молодежи.

В вариативности развития молодежи заложено множество противоречий. Главное противоречие, лежащее в основе развития молодежи, коренится между диалектически противоположными сторонами общественного производства, в которые включена молодежь (производства жизненных средств и производства жизненных сил самого человека). При столкновении тенденций ее становления в качестве субъекта производства жизненных средств (условий жизни) и субъекта производства жизненных сил (духовных и физических) и возникает то главное противоречие, которое является основным источником развития молодежи.

Теоретические положения концепции социального развития молодежи послужили основой при дальнейшей разработке специальных социологических теорий социологии молодежи. Они нашли отражение в публикациях сотрудников сектора, а также в коллективной монографии7.

При разработке критериев и показателей социального развития молодежи авторы исходили из следующих принципов. Во-первых, молодежь как часть целого развивается под влиянием общества, внося собственный вклад в его развитие. Поэтому изучение тенденций развития молодежи возможно лишь во взаимосвязи с анализом более общих процессов, общественного воспроизводства. Во-вторых, как социальная группа молодежь существует в целостности, поэтому показатели ее развития должны охватывать целостный процесс ее взаимодействия с обществом.

Критерии развития отражают направленность социальных изменений, а показатели – их качественное и количественное состояние. Наиболее общим критерием социального развития молодежи является достижение молодым поколением социальной зрелости. В ней отражается определенный результат становления социальной субъектности молодежи, достигнутый в ходе ее транзиции.

Социальная зрелость характеризует меру социального взросления молодого поколения и эмпирически определяется как соотношение уровня простого воспроизводства (преемственности) и общественно-значимых инноваций (новаторства) в его социальных характеристиках. Эмпирически это выражается в приобретении молодыми людьми собственного социального статуса и направленности социальных идентификаций. О направленности изменений, происходящих в сознании и социальном положении молодежи, следует судить по степени воспроизводства в данном конкретном поколении социально-исторической целостности. В этом своем качестве данный критерий приобретает свойство общественно-значимой нормы социального развития.

Фотогалерея

Контакты

Тел: +7 (499) 530-28-84 пн–пт 09:00–17:00

Адрес: ул. Фотиевой, 6, корп.1

E-mail: vilen.ivanov@yandex.ru

 

JoomShaper