Социология в СССР. (Записки директора института) - Социология в СССР. (Записки директора института)

Различные взгляды на природу этого явления, стремление проследить его социально-исторические корни, выявить тенденции распространения его основных форм, противоречия и проблемы, возникающие в этой связи были проанализированы в сборнике «Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня… А Завтра?6. В состав авторского коллектива вошли сотрудники сектора В.В. Семенова, М.Н. Топалов, М.Ф. Черныш, В.И. Чупров, А также ведущие специалисты, изучающие эту проблему – к.ф.н. И.Н. Андреева и Л.Г. Новикова (Белорусский госуниверситет), к.ф.н. Г.М. Вохминцева (Свердловский педагогический институт), д.ф.н. В.Ф. Левичева (Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ), д.ю.н. Г.Н. Хохряков (Всесоюзный институт усовершенствования работников юстиции).

Очередным шагом стала разработка концепции социального развития молодежи. В ней получили теоретическое обоснование следующие положения. Являясь частью общества, молодежь соотносится с ним как часть с целым. Как становящийся субъект общественного воспроизводства она находится в изменяющемся состоянии, а развитие является ее имманентным свойством. В развитии молодежи, с одной стороны, отражаются основные закономерности и тенденции общественного развития, а с другой, действуют внутренние механизмы социально-групповой саморегуляции. Направленность развития молодежи является равнодействующей сил, возникающих в противоречивом взаимодействии этих сторон.

В отличие от функционирования развитие предполагает не только простое воспроизводство (преемственность) молодым поколением основных элементов социальной структуры, но и процесс совершенствования существующих общественных отношений. Поэтому в конкретно социологическом плане социальное развитие молодежи определяется как соотношение преемственности и новаторства на разных стадиях становления молодого поколения.

Социальное развитие молодежи находит отражение в приобретении и изменениях собственного социального статуса в ходе интеграции в структуру общества, а также в характере идентификаций с различными социальными группами. Этот процесс, именуемый транзицией, представляет собой определенную последовательность ее статусных переходов в процессе воспроизводства и обновления социальной структуры, позитивным результатом которых является достижение социальной зрелости. В эмпирическом плане эти переходы могут иметь форму восходящей или нисходящей мобильности. Позитивная (восходящая) направленность изменения социальных характеристик молодежи в ходе ее становления в качестве субъекта общественного воспроизводства свидетельствует о развитии этой социальной группы.

Социологическое понимание социального развития связано с такими его свойствами, как необратимость, означающая постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен; направленность – ту линию или линии, по которым совершается накопление; закономерность – не случайный, а необходимый (обусловленный) процесс накопления таких перемен. Проявление названных свойств составляет главное отличие развития от изменений, отражающих любые бессистемные колебания (флуктуации).

Направленность, рассматриваемая как заданность, характерна для представления о линейной динамике развития. В современных условиях изменчивости общества, спонтанно возникающие в нем случайные процессы, приобретают нелинейную форму. Нелинейность предполагает эволюционный характер развития.

Фотогалерея

Контакты

Тел: +7 (499) 530-28-84 пн–пт 09:00–17:00

Адрес: ул. Фотиевой, 6, корп.1

E-mail: vilen.ivanov@yandex.ru

 

JoomShaper