Социология в СССР. (Записки директора института) - Социология в СССР. (Записки директора института)

 

 

 

 

Социология молодежи: становление науки (1983-1988 гг.)

К середине 1980–х годов усилиями отечественных социологов был накоплен значительный опыт проведения исследований среди молодежи. Их предметом становились различные социальные проблемы молодежи в сферах образования, труда, быта, культуры, политической жизни. Молодежная проблематика была представлена и в исследованиях, проводимых учеными института социологических исследований АН СССР. Н.В. Андреенковой – проблемы социализации молодежи, Н.М. Блиновым - проблемы труда, С.Н. Быковой, В.А. Мансуровым и В.Ф. Сбытовым – проблемы молодой интеллигенции, В.И. Староверовым – проблемы сельской молодежи, В.И. Чупровым – проблемы студенческой и научной молодежи, Ф.Р. Филипповым – проблемы образования и социальной мобильности молодежи. В классификации, разработанной в 1983 г. Ф.Р. Филипповым и В.И. Чупровым, все многообразие молодежных проблем подразделяется на две большие группы1.

К первой относятся специфически молодежные социальные проблемы, вытекающие из сущности молодёжи как социально-демографической группы, из особенностей ее роли и места в воспроизводстве общества, положения в социальной структуре. Они определяются противоречиями, связанными со спецификой запросов, потребностей, интересов, ценностей и способов деятельности молодого поколения; с особенностями процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональных ориентаций и адаптации в коллективе; с особенностями их интеграции в различные общественные структуры; с социальными и субкультурными аспектами деятельности неформальных объединений и движений молодежи; ее отношениями с представителями других поколений и общественных групп.

Другую важную область проблемной ситуации составляют противоречия, возникающие в обществе и распространяющиеся на молодежь как на его составную часть. Это общесоциологические проблемы, которые в тоже время либо преимущественно касаются молодёжи (проблемы образования, семьи, брака и др.), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективности его различных форм, средств и методов, развития социальной и политической активности, роли и места молодежи в структурах власти и др.).

Таким образом, определилась особенность социологического подхода к изучению молодежи. Она рассматривается, с одной стороны, как часть общества, и изучается с позиций существующих общесоциологических теорий. С другой стороны, выделяется социально-групповая специфика молодежи и предметную область ее изучения составляют специальные социологические теории. Исследователи молодежи используют структурно-функциональные, психо-аналитические, культурологические и другие теоретические подходы.

Однако до средины 1980-х гг. различные концептуальные подходы в исследовании этой социальной группы объединяла общая парадигмальная направленность на поиск эффективных методов воздействия на молодежь, преимущественно идеологического, социальных институтов. То есть, в отечественной социологии молодежи в то время доминировал монопарадигмальный подход, в соответствии с которым молодежь рассматривалась в качестве объекта воздействия со стороны общества.

Начавшаяся горбачевская перестройка послужила толчком к поиску новых подходов в социологическом изучении молодежи. Все больше стала осознаваться потребность в теоретическом осмыслении накопленного эмпирического материала, а также в переходе от разрозненных исследований частных проблем к осуществлению фундаментального социологического изучения молодежи. На это ориентировало и принятое в 1984 г. постановление Секции общественных наук Президиума АН СССР «О развитии научных исследований проблем молодежи». Данное постановление было направлено на исполнение постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи».

Фотогалерея

Контакты

Тел: +7 (499) 530-28-84 пн–пт 09:00–17:00

Адрес: ул. Фотиевой, 6, корп.1

E-mail: vilen.ivanov@yandex.ru

 

JoomShaper