Современная Россия (взгляд экспертов и поэта).

О молодых

Молодые –

это те,

Кто бойцовым

                   рядам поределым

Скажет

                   именем

                            всех детей:

«Мы земную жизнь переделаем!».

Владимир Маяковский. Секрет молодости.

 

Адаптация к условиям рыночных отношений в современной России для различных социальных групп протекает по-разному. С одной стороны, идет процесс расслоения и даже поляризации общества, социальные группы значительно разнятся по своему экономическому положению, юридическому, политическому статусу и психологическому состоянию, с другой – сильно разнятся социально-экономические условия – от благоприятных для вхождения в рынок до крайне неблагоприятных, а по сути криминальных.[1]

В.Н. Кузнецов, член-корр. РАН.

 

Современная молодежь – самый сложный субъект для научного анализа. Такого расслоения ценностей, интересов и мотивов действия нет ни в одной социально-демографической группе. В среде молодежи особенно резко воспринимаются те неравенства, которые существуют в обществе, как таковом,- по уровню доходов, по шансам получить хорошее образование и медицинское обслуживание, по месту жительства… [2]

М.К. Горшков, член-корр. РАН.

 

Под влиянием социального расслоения, нарушения прав и социальных гарантий молодого поколения ставка на индивидуальное выживание в условиях усилившегося кризиса неизбежно провоцирует экстремальные формы сознания, трансформирующиеся в экстремизм.[3]

В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, доктора наук.

 

Появляется совершенно другое поколение, поколение вне норм, поколение, замкнутое на себя, никому и ничему не верящее. И Манежная площадь, и Русский марш – симптомы поведения этого нового поколения.[4]

Олег Попцов.

 

Когда нет возможности самоутвердиться талантом, созиданием, нравственным подвигом, самоутверждаются умением хапать и прожигать жизнь.[5]

Анатолий Макаров, литератор.

 

19 января 2011 года исполнилось 115 лет со дня рождения маршала Г.К. Жукова. Накануне газета «Комсомольская правда» провела опрос людей разных поколений. Их спрашивали: А вы что знаете о Георгии Константиновиче Жукове? В частности, были получены следующие ответы:

Светлана, учащаяся 11-го класса, Казань:

- Это тесть Романа Абрамовича? Хотя он не может быть такой старый. Или это дед Даши Жуковой – девушки Абрамовича?

Ирина Степанова, учащаяся сельхозтехникума:

- Жуков? Знаю только Сергея, это солист группы «Руки вверх!», клевый такой. Он еще пел: «Ну где же вы, девчонки, короткие юбчонки».

Дарья Мельникова, студентка, Волгоград:

- Он что-то выиграл в какой-то войне, в Первой мировой, кажется.

Акинола Дэниэль, студент из Нигерии, учится в Саратовском медуниверситете:

- Суровый мужчина, который во всех советских фильмах о войне. Кажется, помог американцам выиграть войну. Или не американцам?!

Юрий Жуков, доктор исторических наук (после того как ознакомился с предыдущими ответами):

- Не знать, кто такой Жуков? По-моему, это результат дебилизации страны, которая проводилась в «годы реформ». Вот и появились на свет Иваны (студент-иностранец не в счет), не помнящие родства. Если мы не опомнимся, не научим молодое поколение любить свою историю, услышим и не такие мифы. Кстати об иностранцах. В Имперском военном музее в Лондоне в экспозиции Второй мировой установлена двухметровая скульптура маршала Жукова…[6]

 

Совет власть предержащим

Позовите молодежь не на тусовки в ночные бары с танцующими обнаженными телами, не на пустозвонные развлекательные шоу, а на оздоровление лесных угодий, загаженных пьяными компаниями, на посадку новых лесов, на строительство многокилометровых дорог, так нужных России, на восстановление разрушенных сельских хозяйств с целью обеспечения страны стопроцентно собственным продовольствием, как это было в прежние годы, позовите молодежь на добрые дела, и вот тогда появятся герои нашего времени, о которых напишут книги, снимут телесериалы, появятся поэмы и баллады.[7]

Евгений Бузни, писатель.

 

В наших школах и вузах происходит асоциальная социализация, формирование личности, разрушительной для общества.[8]

А.В. Юревич, член-корр. РАН.

 

Как свидетельствуют факты, в современной России многие – молодые и старые – утратили смысл жизни, не видят перспектив улучшения социальной обстановки в стране. Во многом потому, что … отрицается, игнорируется советское прошлое. Оно даже проклинается, уничтожаются его смыслы и ценности. Люди не знают, за что сражаться и работать. Но это означает, что гасится огонь истории – справедливости, высокой культуры, образования, смысла.

С.А. Тюшкевич, доктор философских наук, генерал-майор, участник Великой отечественной войны.

 

«У нас же тоже произошла революция – антисоциалистическая. Трагическая коллизия – отцы воспитали сыновей, чтобы те угробили дело их жизни». И далее: «Необходимо понять диалектику отрицания, приведшую к гибели великой страны… Отцы, может быть, были наивны, в чем-то заблуждались, совершали ошибки, но у них была цель – построение справедливого общества, они служили, как могли, не Мамоне, а отечеству, народу, социализму, искусству… А дети – чему? Кому? Во имя чего?».[9]

Александр Кондрашов, писатель, публицист.

 

Дорогие мои, мы так в советское время потоптались по царской России, но сейчас мы точно также безжалостно топчем еще одну нашу святыню – советскую Россию, которая победила фашизм. Я несказанно рад, что жил в этой стране, рад не меньше, чем если бы я жил в то царское время. Все ли в царское время было так, как теперь нам представляют? Далеко-предалеко не все. Для меня однозначно, на сто процентов – при царе было лучше. И самое главное – что теперь? Храмы появились, но разве мы возродились духовно? Мы видим, что падаем и падаем. Подобраться к осознанию и осмыслению сегодняшнего времени – это и есть самая главная и трудная задача.

И далее: на 65-летии Победы мы давали концерт в Питере, дошли до песни «Артиллеристы, Сталин дал приказ…»… Представляете, Октябрьский зал встал весь и стоит. Овации… Глас народа – глас Божий! Следующая песня – про Сталинград… Мы поем. Люди стоят и рыдают, не отпускают нас…

Есть высокое искусство народа, где слезы, где потрясения, где правда…[10]

Виктор Захарченко, руководитель Кубанского казачьего хора, фольклорист, композитор, дирижер.

 

Поэзия – это та же молитва, это гимн труду и солнцу, это плач по ушедшим, это песня в честь родившегося дитя и нового начинания. Сила молитвы, гимна, песни, гениального стиха не измеряется байтами или битами, но в среде, которая не верит в действенность этой силы, не произойдет ни одно гениальное открытие, не свершится ни один прорыв в будущее.[11]

В.Г. Бояринов, председатель Правления Московской городской организации Союза писателей России, действительный член Российской академии социальных наук.

 

Духовная среда – это не что-то побочное, это главное, что делает человеческое общество человеческим.[12]

В.Л. Макаров, академик РАН.

 

 

Пора

 

В стремленье верный путь найти,

Одолевая искушенье,

От культа праздности и наслажденья,

К труду и творчеству пора бы перейти.

 

 

Наследникам

 

Ребята, наследники славного прошлого,

Мне хочется вам от души пожелать:

«Ищите себя, но не в шлягерах пошлых,

Себя в созидании надо искать!».

 

 

***

 

О судьбах думая страны,

О том, что завтра будет с нами,

Назвать своими именами

Мы все происходящее должны.

 

 

«Родственники»

 

Их распознать довольно просто,

Большие не нужны ума затраты,

Сегодняшние наши «демократы» -

Потомки «демократов» девяностых.

 

 

Герои и нашего времени

 

Мне вспоминаются сейчас

Слова со школьных лет знакомые,

Что якобы у каждого из нас

В характере есть что-то от Обломова.

Сегодня, наша жизнь сурова,

В ней есть трагедия и фарс,

Но от Манилова и от Ноздрева

Есть тоже кое-что у нас.

За равнодушие нас ждет расплата

И нам приходится признать,

Что Чацких стало маловато,

Рахметовых и вовсе не видать.

Когда подумаешь о том, что впереди,

Какие в завтра поведут нас люди,

То видишь Чичиковых – пруд пруди

И с каждым днем их больше будет.

Вернемся ли на старый путь

И воскресим ли старые традиции,

Или без ясных целей и амбиций

Просуществуем как-нибудь?

Желая жизнь устроить краше,

Не может не тревожиться страна,

Пока пребудут на Олимпе нашем

Герои Салтыкова-Щедрина.

 

 

Пока не поздно

 

Мы так хотели перемен,

О них судили и писали,

А получили череду измен,

Которых даже не предполагали.

Конечно, наша в том вина,

Что проходимцам доверяли,

Что перестройку поддержали,

Не разобравшись в чем она.

Но нынче осознав просчеты,

(Давно пора их осознать),

Есть время камни собирать,

Есть время для большой работы,

Пока не пробил грозный час,

И в этом главная забота

Для всех, для нас.

 

 

Совет молодому политику

 

Нельзя упорствовать в просчетах,

Ошибся – признавай и исправляй,

Не жди, чтоб это сделал кто-то,

И на «авось» не уповай.

Твоя страна, твоя забота,

Твой ад и рай.

 

 

Традиции

 

Чтобы традиции для дела сохранить,

Чтоб в спешке мы о них не позабыли,

Всем нынче надо уяснить,

Что «и» для нас важней, чем «или».

 

 

***

 

Нам оправданья все трудней искать

В тенетах лжи, обмана и двуличья,

Без веры в новое величье

О подвигах нет смысла вспоминать.

 

 

Все совершить

 

Понять характер новых сложностей,

Еще не понятых пока,

И жизнь как цепь иных возможностей

Представить вдруг наверняка,

И пожалеть о том утерянном,

Что не забыть и не вернуть,

И вместо верст давно промеренных

Совсем другой увидеть путь.

И новым замыслом захваченный

Ему лишь одному служить.

И что судьбою нам назначено.

Все совершить!

 

 

***

 

Пусть поздно, пусть прошли года,

Но к нам приходит пониманье,

Что тяжко не от тяжкого труда,

А от вранья и чинопочитанья.

 

 

Еще о прошлом

 

Говорю об этом не в укор,

Говорю не ради оправданья:

В нашем прошлом – слава и позор,

В нашем прошлом – радость и страданья,

Все найдешь в избытке при желаньи,

С давних и недавних пор.

Потому для праведных и грешных

Я хочу сегодня повторить:

О былом не следует судить

Равнодушно, зло или поспешно!

 

 

Юные

 

Надеюсь, юные поймут,

Что ни веселье, ни унынье,

Коль возвести их в абсолют,

К гармонии не приведут,

Нужна «златая середина»

И пусть они ее найдут!

 

 

Мальчишки сороковых

 

Я не бывал на поле брани,

Как мой отец, погибший на войне,

Мальчишек в армию не брали,

Но армия жила во мне.

И повзрослев мы понимали –

Для нас другого нет пути

И в армию мы добровольно шли,

И Родине мы сердцем присягали.

От нынешних берет меня тоска,

Но все еще, быть может, поправимо

И станет армия любимой,

Для тех, кто в школьниках пока.

     май 2005 г.

 

 

Взгляд оптимиста

 

Пусть многое вокруг печально и тревожно,

Жизнь, по большому счету, - хороша

И жаждет праздника душа,

И кажется, что все еще возможно!

 

 

Молодым

 

Я сказать молодым откровенно хотел,

Как товарищ их старший, сказать в назиданье:

Разоренной реформой страны собиранье –

Наша цель, наш священный удел.

 

 

***

 

Столько печалей вокруг многоликих,

Сколько проблем, сколько горя и бед.

Можно ль поверить в какой-то просвет?

Можно! Осилив лишь опыт великий

Прежних ошибок и прежних побед.

 

 

***

 

Кто этого нынче, спрошу вас, не знает,

До мысли до этой еще не дорос?

В России «слегка» ничего не бывает,

В России с размахом и очень «всерьез»!

 

 

***

 

Есть у нас одна дорога,

Что должна вести нас в Храм,

Есть ли Бог иль нету Бога –

Это ты решаешь сам.

 

 

***

 

Прикоснуться к жизни с нежной лаской,

Осознать как тайну и мечту

И за грубой, незнакомой маской

Разглядеть любовь и красоту.

 

 

***

 

Пусть звучат сегодня эти строки,

Откровенье в них заключено:

Слово остается одиноким,

Если вдруг не понято оно.

 

 

***

 

Кто ищет истину, тот истину находит,

Не разрывая с прошлым нить,

Попробуйте понять, что с нами происходит,

Жизнь к лучшему сумейте изменить.

 

 

Верю в Россию

Мужайся, стой и дай ответ.

         М.В. Ломоносов.

 

Я верю – что она воспрянет,

Я верю – что она восстанет,

Собраться с силами сумеет

И пятую колонну одолеет,

И если вновь себе не навредит,

То выстоит и победит!

[1] Вячеслав Кузнецов. Культура безопасности. М., 2001 г., с. 24.

[2] М.К. Горшков. Российское общество как оно есть. М., 2011 г., с. 623.

[3] В. Чупров, Ю. Зубок. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М., 2009 г., с. 213.

[4] Олег Попцов. «Поступил в продажу запах власти. Вход свободный». Литературная газета, 2011 г., № 46-47, с. 9.

[5] Анатолий Макаров. Нищета роскоши. Литературная газета, 2011 г., № 32-33, с.2.

[6] См. подробнее: Комсомольская правда, 2011 г., 19 ноября, с. 3.

[7] Евгений Бузни. Есть ли герои у нашего времени? Московский литератор, 2010 г., № 12, с. 3.

[8] А.В. Юревич. «Асоциальная социализация» как основа нравственной деградации и общества. Вестник Российской академии наук, 2011 г., том 81, номер 1, стр. 10.

[9] Александр Кондрашов. Попытка переворота. Литературная газета, 2011 г., № 45, с. 8.

[10] См. подробнее: Великий Захарченко. «Завтра», 2011 г., № 44, с. 8.

[11] Владимир Бояринов. Писатель и власть. «Завтра», 2011 г., № 19, с. 6.

[12] В.Л. Макаров. Социальный кластеризм. Русский вызов. М., 2010 г., с. 14.

 

Фотогалерея

Контакты

Тел: +7 (499) 530-28-84 пн–пт 09:00–17:00

Адрес: ул. Фотиевой, 6, корп.1

E-mail: vilen.ivanov@yandex.ru

 

JoomShaper